RUS ENG
Буддийский астрологический центр
"ЛОБСУМ НОРБУ ЧОЙЦОК"

Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.
             (Шантидева, VIII век)
Лекция 25 мая 2010 года.

Вступление.
Я давно не виделся с вами, рад встретиться.
Основная цель наших духовных занятий – изменение внутреннего сознания. На этом пути есть определенные трудности и не только у вас, но и у меня. Поэтому назрела необходимость изменения нашего с вами внутреннего состояния. Для этого мы сегодня с вами собрались здесь. И очень важно -  правильно заниматься, по настоящему. При этом нужно внимательно относиться к выбору человека, дающего Учение. Есть люди, надевающие маску духовного наставника. Имея недостаточно глубокие знания, неправильную мотивацию они  ведут по ложному пути доверившихся им людей, извлекая при этом собственную выгоду. Так делать нельзя. Для начала человеку, взявшему на себя ответственность за передачу Учения, нужно честно оценить себя, свои возможности и компетентность. Он должен соответствовать высоким нравственным требованиям, предъявляемым Учителям Дхармы.

Главная задача, которая стоит перед нами - устранить свои внутренние препятствия такие, как омрачения, гнев, неведение, зависть, сплетни, злонамеренное поведение по отношению к другим живым существам. Для этого в первую очередь необходимо выяснить причину – откуда они берутся. И когда мы ее поняли, тогда  нужно искать путь, ведущий к устранению этих препятствий . И этот путь лежит через глубокое изучение Дхармы. Изучая  постепенно Дхарму, шаг за шагом, не перескакивая и не опережая события и понятия, наш ум становится более ясным и спокойным.  Нужно четко понять и утвердиться в том, что ваши обычные  бытовые знания, полученное образование, достижения и успехи,  которыми вы обладаете, в конечном, итоге не дадут вам счастливого состояния. Извечная «погоня за счастьем» и материальным благополучием не принесут вам душевного покоя и равновесия. Именно для этого  просто необходимо изучать Дхарму, хотя бы для того, чтобы понять истинную природу всех происходящих с вами событий.  Это вам придаст  больше уверенности и искоренит всякие сомнения в ваших поступках и действиях.
Но, хочу сказать, что изучение Дхармы – дело кропотливое, требующее терпения и трудолюбия. Каждую минуту, где бы вы ни были – дома, на работе, в общественном транспорте или магазине, нужно практиковать Дхарму, постоянно анализируя свои действия, речь, мысли. Очень внимательно нужно относиться к своим поступкам. Это как хорошая тренировка – если упорно тренироваться, несомненно, будут хорошие результаты. Тогда развивается способность совершать правильные поступки, правильно мыслить, правильно говорить. – все доходит до «правильного автоматизма», когда все «неправильное» становится для вас дикостью и вы сами чувствуете, что  изменились. Отношение окружающих вас людей  тоже изменилось в гораздо лучшую сторону. Вас любят, с вами хотят общаться, вы просто свободны от отрицательных эмоций, а если они появляются, то вы  сами можете справиться с ними и освободиться. Дхарма – это ваша индивидуальная защита, своеобразный щит и меч, которыми вы защищаете себя и других от негативных эмоций.
Однако, на сегодня положение таково, что нам этих знаний не хватает.  Поэтому сегодня мы с вами собрались здесь, и я постараюсь, насколько это в моих силах и позволяет мое знание русского языка донести до вас все, что я знаю о Дхарме, чему меня учили мои высокие Учителя.  Я постараюсь вам объяснять правильно,  без какой-либо политической окраски,  плохих мыслей и намерений – от души. Вы ведь тоже такие же люди как и я, как мои родители, моя родня, поэтому я хочу вам дать свое внутреннее тепло. Я с детства вырос и получил духовное буддийское воспитание в монастыре. Поэтому и вам я постараюсь донести свои духовные знания, так, как это делали Дорогие моему сердцу Учителя, несмотря на мой плохой русский. 
Перед тем, как вступить на путь изучения Дхармы, отнеситесь к этому очень серьезно. Определитесь : подходит вам это учение или нет. Вы свободны в вашем выборе. Никто вас не осудит и заставлять не будет. Однако, если же вы избрали путь духовного совершенствования, путь Дхармы, будьте внимательны и постарайтесь не отступать от него.
Сегодня издают много книг Его Святейшества Далай Ламы XIV на русском языке. Нужно внимательно читать их - не терять времени. Настоящий буддийский Учитель, до того, как давать учение мирянину в первую очередь обращает внимание на то, есть ли у человека чувство, какова мотивация, искренен ли он в желании изучать Дхарму. Без этого душевного контакта  изучение Дхармы не имеет смысла – пустая трата времени.  Это касается и духовного наставника : если учитель неискренен, знания поверхностны или им движут корыстные цели – то это еще страшнее, так как он ведет по ложному пути своих учеников, сбивая их тем самым с истинного пути. Вы сами помните, как мы с вами начинали духовную практику с изучения текста «Обращения к Прибежищу Трех Драгоценностей». Было трудно : не хватало терпения, усталость, сонливость и т.п. Сейчас вы чувствуете, что с каждым разом становится легче: появляются желание, концентрация, сосредоточенность, понимание. Это и есть практика, тренировка. И это очень хорошо. Ежедневное выполнение  практик –  чтение Молитвенного Обращения к Прибежищу, Гуру-йоги, выполнение других практик совместно с постоянным контролем над собой, своим поведением – постепенно ведут к улучшению  вашего внутреннего состояния и, как следствие, улучшение в ваших повседневных делах на работе и дома. Поэтому мы должны с вами кропотливо, не теряя времени изучать Дхарму. Потом будет легче, ваш ум станет яснее. Но имейте в виду. Здесь важно не сеюминутное увлечение, отдавая дань моде. Внешняя сторона, поверхностное схватывание, нерегулярное выполнение практик, начитывание  мантр без должного осмысления ведут к самообману. Естественно, не получив при таком отношении к Дхарме ни каких результатов вы разочаруетесь, потеряете веру, что на самом деле гораздо опаснее, чем вовсе не изучать Дхарму.  Поэтому,   даже в мое отсутствие нужно вместе собираться для совместной практики, читать Обращение к Прибежищу, Молитвенное Обращение к Двадцати Одной Таре, выполнять другие практики.
Сегодня я дам вам комментарии к тексту Его Святейшества Далай Ламы «Сила сострадания». Сначала я буду читать  на тибетском языке. Потом на русском.  Вы внимательно слушайте. Великий тибетский Учитель Лама Цонкапа говорил – прежде чем понять Дхарму надо много-много  и внимательно слушать. Тибетский язык – язык Дхармы – дает хороший отпечаток в сознании. Это как  хорошая музыка – запоминается.  Затем постепенно приходит осознанность, постигается смысл, услышанное глубоко проникает внутрь.  И когда достигнуто понимание – можно осознанно медитировать. Сейчас многие увлекаются  буддийской философией, всевозможными практиками, не имея  при этом глубокого понимания, внутренней подготовки. Они думают, что достигли результатов в изучении Дхармы, позволяющих медитировать на Божества , уходить в длительные  ретриты. Я скажу вам, что это опасно, можно просто сойти с ума.  Нужно начинать постепенно : сначала  изучение Хинаяны, потом  Махаяны, Ваджраяны и затем уже Тантраяны.  И когда это все будет постигнуто, все будет в ваших руках : вы сможете помочь не только самому себе, но и другим. Но бывают и случаи, когда все как будто академически заучил, тексты «отскакивают от зубов», а внутренних изменений нету. И это очень опасно. Такие «знатоки» Дхармы вредят не только себе, но и людям.
Итак, начнем.
Великим Учителям  Будде Шакьямуни, Нагарджуне, Шатидеве, Далай Ламе  - преклоняюсь! 
В 21 веке – веке научно -  технического прогресса и высоких технологий – основная проблема людей заключается в погоне за материальным и финансовым благополучием.  Люди забывают о духовном и нравственном воспитании, превращаются в механизмы для производства материальных благ. Нет духовных знаний. Происходит нравственная деградация.  Люди начинают страдать . Поэтому не откладывая времени нужно начать изучать Дхарму. На этом пути может возникнуть множество препятствий. Но преодолевая их,  постепенно становится легче, приходит понимание через осознанность. Ощущается польза от начитывания мантр, совершения молебнов.
Все живые существа одинаково хотят счастья и не хотят страдать: и образованные ученые,  и животные. Но от одной только мысли о том, что «Я хочу счастья, не хочу страдать» толку не будет. Нужно узнать причину возникновения счастья, почему приходят  страдания. А узнав их попытаться не допускать причин возникновения страданий и создавать причины для возникновения счастья. Все это дает изучение  Дхармы. Но возникают и препятствия в изучении Дхармы : лень, плохие друзья, посторонние отвлечения. Нет рядом близкого человека, который бы поддержал. Все это может отодвинуть Дхарму, а значит отсрочить или совсем потерять возможность стать счастливым и благополучным.  Нужно очень постараться и преодолеть их, поработать на перспективу.
Бывает и такое, что вы в достаточной мере материально обеспечены. Но  это имущество и богатство не сможет вам помочь. Нет гарантии, что завтра вы его не потеряете. В случае последнего возникает отчаяние, страдание от потери нажитого. В час, когда приходит смерть, с собой вы его не заберете, дети и другие родственники, еще не дождавшись вашего ухода, будут делить его.  Поэтому, имея материальное благополучие, не теряйте время даром – изучайте  Дхарму, и вы будете ко всему готовы в полном снаряжении.  Появится вера, которая поможет вам в трудную минуту не только в этой жизни, но и создаст предпосылки для удачного перерождения. С изучением  Дхармы у вас появятся силы преодолеть проблемы, с легкостью справляться с негативными эмоциями. Вы справитесь с возникающим гневом, а правильный анализ происходящего поможет вам избежать депрессии. Приведу пример. У двух людей нестерпимые головные боли, при этом  человек, обладающий  знаниями Дхармы, относится к боли спокойно и терпеливо. Другой  же человек, не обладающий таковыми, находится  в состоянии тревоги и паники, им овладевает страх перед смертью. Человек, знающий Дхарму (закон кармы) не будет отчаиваться, потому что понимает,  что очевидно для возникновения этой болезни были ранее созданы негативные причины. Такой человек к смерти относится с должным пониманием.   Пусть даже и возникнет грусть, но он морально готов к исходу потому, что изучал Дхарму.
Или вот еще. У нас появилась проблема и не исчезает. Мы бежим в дацан, молимся. Не помогает. Бежим к шаману, молимся, делаем сэржем. Не помогает.  Почему,  в чем причина? Может они неправильно молятся?  Мы в отчаянии.  Вместо этого надо подумать, проанализировать, успокоиться.  В процессе анализа задайте себе вопросы: откуда возникла причина, может я сделал что-то неправильно год, месяц, неделю, два дня  назад? Может это последствия накопленной мною негативной кармы прошлой жизни? Тогда  происшедшее нужно воспринять как очищение этой негативной кармы. В этом случае надо помолиться , принять лекарство, успокоиться. Когда приходит болезнь или другое страдание нужно подумать: « Сколько в мире больных людей, сколько страдающих – пусть все их страдания будут моими, пусть все то счастье, которое есть у меня я отдам им».  Такое сострадание и альтруизм, несомненно, помогут вам. Вы станете спокойнее, добрее. А как следствие, и состояние ваше пойдет на поправку. В тот момент, когда заболевает ваше физическое тело, ум ваш должен воспринимать эту болезнь как очищение вашей кармы. Тогда боль можно терпеть. Другой пример : люди, занимающиеся боксом, тренируются, преодолевают немыслимые нагрузки, выступают на соревновании. Там их избивают до неузнаваемости. Ради чего? Ради славы, почета, денег. Потом, когда подойдет возраст, его спишут, забудут и останутся только «заработанные» болезни.  А деньги? Деньги пойдут на лечение. Так делать не надо. Надо спокойно работать, воспитывать детей, вести хозяйство, молиться. Приходящие неприятности, в том числе и болезни, надо воспринимать как очищение негативной кармы и относиться к этому с должным пониманием. Так учат Великие Учителя :  Будда Шакьямуни, Далай Лама. Но не всегда мы это понимаем. Мешают неведение, эго, омрачения, гордыня. Мы не можем сосредоточиться  и успокоить свой ум.
Рассмотрим взаимосвязь между телом и сознанием. Мы думаем, что тело само по себе, а ум наш сам по себе. Неправильно. Болезни тела возникают от больного ума: неправильные мысли порождают неправильный образ жизни, поведение, которые в конечном итоге сказываются на нашем физическом здоровье. Болят спина, ноги, желудок, повышается кровяное давление и т.д.  Мы усердно их массируем, трем, горстями пьем лекарства вместо того, чтобы проанализировать наши мысли, действия и их последствия. Ничего так просто не возникает и не исчезает. Всему есть причина. И это надо хорошо усвоить.     
Также возьмем, к примеру, наше финансовое состояние.  Так получилось, что финансы полностью владеют нами, мы зависим от их наличия. Мы становимся роботами, которых подпитывают деньги. Деньги есть – робот двигается, денег нет- робот встал. Деньги в семье есть – хорошо, денег нет – в семье скандалы, слезы. Такое положение неправильно. Вместо того, чтобы эту проблему решать дружно, наше возмущенное сознание пытается найти виновное лицо. В такое время надо спокойно взвесить все обстоятельства и совместно искать пути их  решения. Не надо, чтобы отсутствие денег  испортило нам жизнь. Кстати, чрезмерное их наличие и накопительство тоже создает проблемы. Подумайте над этим.
Каждый год в наш монастырь приходили учиться новые монахи. Эти новички в равной степени тоже находились в неведении, они то и дело ссорились, ругались. Конечно, очень трудно учиться, иногда от усталости засыпаешь, иногда кушать нечего. Но постепенно в процессе духовного воспитания их ум очищается. Они прилагают все больше и больше усилий для постижения учения, посвящая этому всю жизнь. Правильное буддийское духовное воспитание дает результаты. В итоге монахи настолько подготовлены, что имеют возможность делиться своими знаниями по всему миру.  
Некоторые люди думают, что богатые люди - счастливые. Однако, это не так. Богатство и  сам процесс обогащения приносят одни лишь страдания. Чрезмерное накопительство, желание иметь еще и еще больше денег затягивает людей как в глубокую яму. Постоянная гонка за деньгами изматывает. Переживание за нажитое, страх его потерять или быть обманутым недобросовестными партнерами – все это следствие накопительства. Сознание омрачено недоверием, поисками путей приумножения состояния. В итоге появляются усталость, депрессия, невозможность расслабиться  и, в конечном итоге, потеря здоровья, которое,  увы, не купишь за накопленные деньги.   Поэтому  не надо завидовать богатым людям. Рассуждать надо так: вероятно благополучие этих людей является следствием  ранее накопленной ими кармы и это хорошо. Однако, как они используют этот потенциал – это уже удел их теперешней жизни. Ведь правильно распорядиться благой кармой – для некоторых является задачей с неизвестными. А причиной тому является наше с вами неведение, незнание законов Дхармы. Поэтому принимайте все существующее вокруг вас , в том числе и временные трудности , спокойно. Думайте, рассуждайте,  изучайте Дхарму, помогайте всем живым существам, накапливайте заслуги. А также не ставьте, пожалуйста, перед собой недостижимых целей : небо достать рукой невозможно. И в итоге вам станет легче. История знает множество примеров печального конца жизни богатых знаменитостей, царей, королей. Убийство ради получения наследства, овладения троном, предательство, ненависть даже среди кровных родственников – вот результат владения богатством. Другой яркий пример из жизни выдающегося тибетского Йогина Миларепы, который в отмщение за предательство родственников, присвоивших имущество его семьи после смерти отца, специально обучился черной магии и расправился  с ненавистной родней. Но при этом погибли, ни в чем не повинные люди. Увидев, сколько горя и несчастий он  натворил,  Миларепа искренне раскаялся и всю свою жизнь посвятил поиску Учителя и изучению Дхармы. Вследствие чего, он за одну только человеческую жизнь достиг просветления. Хочу рассказать еще про одного великого тибетского Мастера, Йогина, Учителя Миларепы – Марпу-переводчика. Он был крестьянином, жил в достатке, попивал спиртное, гулял. Люди  посмеивались над ним и его чудачествами. Некоторые при этом крутили пальцем у виска. И не знали они, что обладает этот человек величайшей мудростью, редчайшими  духовными знаниями, за которыми он трижды пешком ходил в Индию, лишал себя и своих близких последней пищи ради изучения Дхармы. В результате он достиг такого мастерства, что мог одним щелчком пальцев воскресить умершее существо и совершать иные чудеса. И все это благодаря упорству, непоколебимой вере и мудрости, полученной из Дхармы. А внешний образ Мастера, его поведение  – это всего лишь испытания для простых людей, проверка их на способность воспринимать Учение, преданность вере.
Привязанность к имуществу, родственникам  или  иным объектам  – самое большое препятствие на пути к постижению Дхармы. Страдания, возникающие из этой привязанности,  иногда становятся непреодолимыми и преследуют вас, забирая у вас драгоценное здоровье.  Изучая Дхарму, вы постепенно освобождаетесь от этих привязанностей, отношение к ним становится более спокойным и вам становится значительно легче. А почему? Потому, что вы уже знаете их природу, можете самостоятельно справляться с ними. Негативных эмоций станет меньше.
Если вас оскорбили, унизили, незаслуженно критиковали, а вы при этом обладаете знаниями Дхармы, вы отнесетесь к происшедшему не более как к дуновению ветра: сохранится покой и вы не потеряете самообладания. Если же вы не знаете Дхармы, в этом случае моментально возникает гнев : внутри горит огонь ненависти, глаза наливаются кровью, руки сжимаются в кулаки. А все почему? Потому, что нет знания Дхармы. Не воспитано чувство самоконтроля, нет терпения. Человек, знающий Дхарму, будет терпеть и сохранять спокойствие.  
Есть много образованных докторов, ученых мужей, имеющих высокое самомнение о  своих достижениях. Однако, хочу сказать, если внутреннее сознание  этого профессора не меняется – это «пустой» профессор. Получается, что он,  используя высокие имена наставников и Учителей Дхармы, обманывает людей, ведет их по неправильному пути. В результате его ждет дурная участь и людей, ведомых им по этому  пути, также затягивает трясина лжи и разочарования.
В кругообороте сансары есть и другие виды страданий: ненависть к врагам, отсутствие взаимопонимания между  родственниками и друзьями, зависть, жадность, алчность.  В результате этого, страдают не только отдельные личности, но целые государства, погрязшие в многочисленных затяжных военных конфликтах. А все почему? Потому, что нет знания Дхармы. Нет настоящего духовного воспитания, игнорируются нравственность и мораль в обществе. На первом плане выдвигаются гонки за экономическим благосостоянием и военная безопасность.
Поэтому нужно изучать Дхарму. Никогда не поздно. Пусть вы еще совсем молоды или уже достигли преклонного возраста. Оглянувшись назад на пережитое – пусть вас охватит глубокое сожаление за совершенные некогда неправильные поступки, слова, мысли. Мы все далеко не безгрешны и нам есть чего стыдиться. Поэтому необходимо иметь душевную веру,  использовать эту драгоценную человеческую жизнь для изучения Дхармы.
Я общаюсь со многими людьми. Некоторых людей видно сразу, некоторые тщательно скрывают свое  лицо. Однако, через призму Дхармы все проявляется как на лакмусовой бумажке. Невозможно обмануть Дхарму. А потому будьте искренни и честны в первую очередь по отношению к себе, к своей вере, в желании получить Учение. Конечно, бывают трудности. Мы с вами разные. Но в процессе общения и совместного изучения мы меняемся. Становимся более терпимыми по отношению  друг к другу, доброжелательны. Омрачения, эго, гордыня, гнев, сплетни, неведение, зависть, страсть, жадность – вот составные части огромного бича под названием «Страдания».  Этот бич хлещет и хлещет, подвигая нас ближе к пропасти. Поэтому не теряйте ни одной минуточки, изучайте Дхарму.

 

 

Add comment


Security code
Refresh