RUS ENG
Буддийский астрологический центр
"ЛОБСУМ НОРБУ ЧОЙЦОК"

Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.
             (Шантидева, VIII век)
Главная News По местам паломничества. Индия, январь – февраль 2011 года
По местам паломничества. Индия, январь – февраль 2011 года

Дорогие друзья!
Мы с радостью приглашаем Вас совершить с нами удивительное, и можно сказать уникальное, путешествие – паломничество по святым буддийским местам в Индию, которое стало возможным  благодаря нашему дорогому Учителю -  Досточтимому Геше Дакпа Гйалтсену. Мы, его ученики из городов Иркутск и Улан-Удэ в составе 23 человек,  выражаем ему сердечную благодарность за организацию поездки, отеческую заботу, проявленную к нам, и конечно, за дарованные нам Учения во всех Святых местах, которые мы вместе с ним посетили!

Выражаем особую благодарность за то терпение, доброту и заботу, которой нас окружили друзья и помощники Геше Дакпа - ламы из монастыря Дрепунг Лоселинг (Пара Канценг Досточтимого Геше Намгъял Вангчена) : лама Нгаванг Лобсанг, лама Тупден Церинг, Геше Тензин Тэкчо, Ги Тензин Сампел, Геше Нгаванг, лама Таши Дордже. А также отдельное «Спасибо!» верному другу и помощнику геше-ла бизнесмену Тензину Рабгъялу. Благодарим за любезно предоставленный фотоматериал Шагжиеву Цыуму Сергеевну, Шатаеву Татьяну Трофимовну, Будаеву Тамару Гончиковну, Иванову Елену Анатольевну!

Согласно насыщенной программе поездки, которая была заранее тщательно подготовлена и согласована нашим Учителем с  Досточтимыми Учителями из Монастырского Университета Дрепунг Лоселинг – Кьябдже Геше Намгъал Вангченом, Кьябдже Кхе Ринпоче Лобсанг Гъяцо, мы получили  Учения от  Его Святейшества Далай Ламы XIV Тензина Гъяцо, дарованные им в Сарнатхе (Варанаси) с 12 по 16 января 2011 года по текстам Шантидевы «Путь Бодхисаттвы - Бодхичарья-аватара» (чоджуг) и Камалашилы «Срединные ступени медитации» (гомрим барпа). А затем на юге Индии в монастыре Дрепунг Лачи 1 и 2 февраля, где Его Святейшество даровал Учения по комментарию к тексту Нагарджуны "Муламадхьямака-карика" (цаше кетрид синдрид) и благословение Тары (Долма Дженанг).  3 февраля мы побывали на встрече Его Святейшества Далай Ламы с монахами из Монголии и России, обучающимися в тибетском монастырском университете Дрепунг Гоманг. 5 и 6 февраля Его Святейшество продолжил Учения в монастыре Ганден Шарцзе и даровал Посвящение Ямантаки. По ранее одобренной просьбе нашего Учителя в течение трех дней (с 26 по 30 января) нам даровали Учения и Посвящения Досточтимые Учителя  монастырского университета Дрепунг Лоселинг Кьябдже Геше Намгъал Вангчен, Кьябдже Кхе Ринпоче Лобсанг Гъяцо, Кьябдже Денма Лочо Ринпоче, за что мы им бесконечно благодарны от всего сердца и низко кланяемся!

Аудиенция Его Святейшества Далай Ламы XIV с группами из Индии, Кореи и России.
6 февраля 2011 года после завершения Учений в монастыре Ганден Шарцзе состоялась аудиенция Его Святейшества Далай Ламы XIV с группами учеников из Индии, Кореи и России (Бурятия, Иркутск). Благодаря  нашему дорогому Учителю Геше Дакпа Гйалтсену наши надежды  исполнились: мы были рядом с Великим Гуру, Авалокитешварой, воплотившим великое сострадание и безмерную любовь ко всем живым существам! Так получилось, что заботясь о нас (чтобы все удобно расположились и попали в кадр), наш Учитель оказался позади. Несмотря на приглашения Его Святейшества встать рядом с ним, Геше Дакпа скромно и уважительно оставался на своем месте, как и подобает настоящему монаху, ученику, верному и преданному своему Учителю – слева и немного поодаль. Такое поведение нашего Учителя стало для нас примером того, как надо вести себя по отношению не только к своему духовному Наставнику, что само по себе должно быть правилом, но и по отношению к окружающим нас людям: скромно, терпеливо, уважительно и с большим состраданием. Именно эти качества нужно развивать у подрастающей молодежи. Спасибо Геше Дакпа за этот урок.

Трон Его Святейшества Далай Ламы XIV перед началом Учений. Сарнатх (Варанаси)

 

На аудиенции Его Святейшества Далай Ламы для паломников из разных стран, в том числе и России.
14 января 2011 года

 

Будучи в Сарнатхе мы посетили Ступу Дхамек, где Будда Шакьямуни  после достижения просветления  первый раз повернул Колесо Учения (Дхармачакру) в присутствии пяти  первых учеников, преподав им Учение о Четырех Благородных Истинах. Эта Первая проповедь стала известна как Бенаресская проповедь (по древнему  названию города Варанаси – Бенарес). В этом месте  наш Учитель Геше Дакпа Гйалтсен кратко изложил историю и суть Учения. Мы совершили молебен, сделали обхождение (горо).

Ступа Дхамек
В ознаменование Первого поворота Колеса Учения  император Ашока воздвиг здесь одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 43.6 м, диаметр — 28 метров.
Необыкновенное, неземное состояние! Абсолютно чистое голубое небо, огромная Ступа, величавые останки древнейших построек, умиротворяющие мелодии молитв монахов и мирян, воздух, наполненный ароматом благовоний и свечей, мы рядом с Учителем  – все это приводит в гармонию и равновесие наше сознание, рождает чувство доброты, глубочайшей благодарности и веры.


Немного о Варанаси.
Варанаси (Varanasi) - один из самых священных индийских городов, расположенный на левом берегу Ганги. Согласно легенде, Варанаси был создан более 5000 лет назад самим Господом Шивой, что сделало этот город одним из важнейших центров паломничества в Индии. С глубокой древности город был важным культурным и религиозным центром Индии. Варанаси - один из немногих городов в мире, лишенный каких-либо заметных архитектурных или природных достопримечательностей, но, тем не менее, привлекающий к себе большое число путешественников со всего мира. Причиной тому - особая духовная значимость и святость этого места. Издавна Варанаси был средоточием буддийской индийской мудрости и религиозности, городом, откуда вышли многие индийские святые и мудрецы. И в наши дни здесь постоянно проживают тысячи аскетов, йогов, браминов, монахов и просто хороших людей, многие из которых каждое утро совершают ритуальное омовение в Ганге в лучах восходящего солнца. Считается, что умереть здесь означает обрести свободу от колеса рождений и смертей, а потому многие правоверные индусы приходят в Варанаси чтобы окончить здесь свой земной путь. Американский писатель Марк Твен писал: "Варанаси старше, чем история, старше, чем традиция, даже старше чем легенда, и выглядит вдвое старше, чем история, традиция и легенда, вместе взятые." (из путевых заметок Руслана Мигранова)
Конечно же, побывав в Варанаси,  мы не упустили возможности, благодаря нашему дорогому Учителю и ламам Тупден Церингу и Наванг Лобсангу поклониться Священной реке  Ганге.
Волшебная, таинственная, Священная  река! Вечером при свете огней  она особенно изумительна и сказочна, потому что именно к вечеру здесь собираются толпы верующих и многочисленные туристы  и начинаются священнодействия, разыгрываются целые спектакли и церемониальные феерии. Нам посчастливилось увидеть ритуал поклонения  Священной реке Ганга – Огненная Пуджа (Дурга-пуджа, Душера). Удивительные ритмы индийской музыки, огненные сполохи в руках танцоров, индийские песни, ароматы благовоний  завораживали. Наши дорогие ламы устроили для нас небольшой круиз на лодке по реке и мы стали свидетелями этой необыкновенной мистерии.

Сказав «До встречи!»  Варанаси и Ганге мы отправились далее. Наш путь лежал в Бодхгайю.

Бодхгая
Бодхгая — это место, где принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, медитируя под священным деревом Ашватта (дерево Бодхи) и стал известен как Будда (Пробудившийся). Это одно из четырёх самых почитаемых буддистских мест паломничества: Лумбини (Непал) — место рождения, Бодхгая — место достижения просветления, Сарнатх (пригород Варанаси) — место его первой проповеди, а также Кушинагар — место, расположенное неподалёку от города Горакхпура, где он оставил тело.
Воздвигнутый на месте просветления Будды Храм Махабодхи предтавляет собой пятидесятиметровую башню, окружённую четырьмя малыми башенками, построенными в аналогичном стиле. Махабодхи или Великая Ступа была возведена царём Ашокой Великим в III в. до н.э. Сколько времени потребовалось для создания этого великолепного сооружения по-прежнему остаётся загадкой. Тем не менее, на протяжении веков это благословенное место сохранило свою духовную вибрацию и продолжает вдохновлять приезжающих паломников. За время своего существования храм претерпел несколько реконструкций. Особенно тщательный ремонт был проведён в период с 1874 по 1884 гг. с разрешения индийского правительства бирманским царём Миндон-Мином, но впоследствии завершён под руководством известного британского археолога Александра Каннингема и доктора Раджендра Лал Митры. В 250 м к востоку от храма течёт река Ниранджана (ныне Фалгу), где Будда принял омовение после того как достиг просветления.
Дерево Бодхи или "Древо Просветления". Дерево Ашватта (Священный Фикус ), под которым Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Древнее первоначальное дерево было погублено женой императора Ашоки, не смирившейся с принятием её мужем чуждой веры. Прежде этого события росток, вырощенный из семени этого дерева, в III в. до н. э. был перевезён Сангамиттхой, дочерью Ашоки, на Шри Ланку в Анурадхапур, где оно растёт и по сей день. Растущее сейчас в Бодхгае дерево выращено из черенка (того самого дерева) привезённого со Шри Ланки. Под Древом Просветления установлена плита из красного песчанника, которая называется Ваджрасана (алмазный трон), символизирующая то место, где сидел Будда. Дерево Бодхи является излюбленным местом для медитирующих и размышляющих об учении Будды паломников, многие из которых отмечают его молитвенными флажки и оставляют пожертвования.
К югу от храма Махабодхи расположено озеро Мучалинда (озеро царя змей). Согласно легенде, Мара наслал сильный ураган на Будду, медитировавшего возле того озера. Но царь змей Мучалинда, выплыв из озера, защитил Будду от дождя и ветра, раскрыв над ним свой капюшон.

Наше путешествие в Бодхгае началось с посещения города Раджгира, расположенного в 46 км от Бодхгаи. Этот город до V века до н.э. был столицей царства Магадха в Центральной Индии. Раджгир является важным местом паломничества для буддистов, поскольку именно здесь, на горе Гритхакута Будда Шакьямуни совершил Второй  Поворот Колеса Дхармы и дал Учение об относительной и абсолютной истине. Здесь он провел 12 лет. Эта Великая гора грифов - священное место, где Будды излагают Праджняпарамиту. Эта гора, говорят, подобна Ваджрасане – месту, куда приходили Будды прошлого, куда пришел Будда Шакьямуни и куда придут Будды будущего. Она непоколебима, ничем неразрушима. Поднимаясь вверх по склону мы оставили там, внизу все наши болезни и недомогания. Невероятная энергия и сильное желание достичь благословенной вершины придавала нам сил. Мы читали на горе Грифов Сутру Сердца, молитвы, совершали простирания и подношения. С этой горы открывается прекрасный вид на долину и отсюда совсем не хочется уходить. Казалось, эта маленькая вершина собрала воедино все народы мира, совсем как в Сутре Сердца: «…Однажды Бхагаван пребывал в Раджагрихе на горе Гритхакута вместе с великой общиной монахов и великой общиной Бодхисаттв…»

Нала?нда — буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V—XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды — исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.  Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, однако сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.  О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Легенда гласит, что после разграбления Наланды они горели в течение шести месяцев. Здесь читали свои проповеди основатель джайнизма Махавира и Будда. Наланда развивался как центр буддийского учения. Величайшие учителя буддизма, известные ученые – Арьядэва, Асанга, Атиша, Буддхапалита, Бхававивека, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Камалашила, Нагарджуна, Наропа, Чандракирти, Шантаракшита, Шантидэва и многие другие учились и преподавали в университете Наланды.

В IX—XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Учёные из Наланды сформулировали основополагающие принципы махаяны, на которые в дальнейшем опиралось большинство школ дальневосточного буддизма, а также некоторые идеи, получившие развитие в тхераваде.
В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.
В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет. В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем. Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.
На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженных при раскопках. В музее, где представлены найденные во время раскопок экспонаты, поражают своей красотой и изяществом статуи божеств. Изваяния Будды, Будды Майтреи, Херуки, Авалокитешвары, Ямантаки – все сохранилось до мельчайших деталей.
В результате раскопок  было обнаружено 6 храмов (чатья) и 11 монастырей (вихар); все они были построены из красного кирпича. Монастыри стояли на восточной стороне. Главным из них были вихара №1, основанный в IX в. царём Балапутрадэвой, а также вихары №4 и 5, построенные царём Кумаргуптой в I в. н.э. и дополненные позднее царями Харшаварданом и Девпалой. В вихарах можно увидеть остатки студенческих келий, лекционных залов, ванных комнат, кухонь, библиотек, складов и колодцев. На западной стороне стояли храмы. Наиболее величественный из них - ступа Сарипутра (построен Ашокой в честь первого ученика Будды, Ананды, который родился и умер в Наланде). Это трехъярусное здание, частично покрытое изображениями Будды, проповедовавшего своё учение в Бодхгайе, Наланде, Раджгире, Сарнатхе и вайшали. Храм окружён ступами, воздвигнутыми в память о студентах, умерших в период обучения (учёба могла продолжаться всю жизнь). Лестница ведёт на платформу на вершине ступы, где когда-то стояла статуя Будды. Рядом находятся разрушенные чатьи с остатками скульптур.  Северо-восточнее ведутся раскопки на новой площадке Сараи-Маунд. Здесь обнаружены полустёртые фрески. К востоку от руин (через дорогу - прим. CB) находится музей. где собрана буддийская и индусская скульптура. К северу от Наланды можно увидеть памятник в форме китайского храма: он построен в память о Сюянь Цзане, китайском путешественнике, обучавшемся в Наланде в VII веке.

Полный фотоотчет вы можете посмотреть в фотоальбоме Индия 2011 - №2

 

Add comment


Security code
Refresh