Немного истории. Шавари (санскр. ??bari, тиб. sha ba ri, sha ba ri pa) – индийский махасиддха, держатель линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи; ученик махасиддхи Нагарджуны, гуру Учителя Майтрипы. Его также именуют Шаварипа, Шабари, Шабарипа, Савари, Саварипа, Сабара, Шавара, Шабара. Его также называли Шаваришвара, а тибетцам он известен как Ритопа, или Ритопа Ванчуг (тиб. ri khrod dbang phyug), что в переводе означает "Бог Отшельников".
Ниже сведения о Шаварипе приводятся по тексту "Золотая гирлянда Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы". "Сабара (Шавари) родился в семье бенгальских актеров в конце X века. Он был одним из двух сыновей, помимо двух сестер, и впоследствии сам стал певцом и танцором.
Сабара встретил своего Учителя Нагарджуну, когда последний пребывал в отшельничестве в Бенгалии. Хотя он был ещё ребёнком, он попросил духовных наставлений. Нагарджуна дал ему абхишеку Чакрасамвары вместе с подробными наставлениями по методу практики. Затем он сказал Сабаре, что если он будет практиковать медитацию Чакрасамвары и следовать учению дох Сарахи (тиб. do ha – спонтанные духовные песни махасиддхов, великих достигших), то сможет достичь познания конечной реальности. В соответствии с наставлениями Сабара предпринял медитативное уединение на Шри-Парвате (санскр. ?r?parvata – священная гора и пещера, где созерцал Сараха), в последнем месте пребывания Сарахи, и там достиг полной реализации Махамудры. Его главным учеником стал Майтрипа".
В этой комнате во время паломничества любит остановиться на отдых Его Святейшество Далай Лама XIV
А мы идем далее в пещеру, где в уединении медитировал Будда Шакьямуни в течение шести лет. «Есть две крайности, о бхикшу, которым не должен следовать отрекшийся от сансары. С одной стороны – обычное в миру поведение… Это путь низкий, путь заблуждающихся. С другой стороны – путь аскетизма – тапаса, мучительный, бесполезный, недостойный ищущего истину».
Дхармачакраправартана сутра
Будда Гаутама с пятью последовавшими за ним учениками прошли через местность Гайю и остановились в Урувеле. Здесь предавались тапасу множество аскетов. Сидящие многие недели в одной и той же позе или терпящие немыслимые физические испытания самыми изощренными способами, чтобы подавить чувствительность и приглушить восприятие внешнего мира ради искомого внутреннего, они наводили трепет и вызывали преклонение у почитателей. Бодхисаттва подумал: « Здесь я буду практиковать истинную аскезу, чтобы устранить все ложные воззрения на мир». В Урувеле, здесь в этой пещере, Будда Гаутама пребывал 6 лет в состоянии самадхи, называемом «Всеохватывающее». Все эти годы он практиковал самый суровый тапас, доведя свое питание до одного зерна ююбы, одного зерна кунжута и одного зерна риса, при этом упражняясь в длительных задержках дыхания. Так он сидел длительное время. Он страшно исхудал, кожа потемнела, волосы выпали, глаза впали так глубоко, что были видны одни темные пустые глазницы. Деревенские жители даже приняли его за сидящий труп, и как закрывают глаза у покойников, так они закрыли ему нос и уши, заткнув их хлопком. Он вынул его, и этого усилия оказалось достаточно для изнуренного тела – случился обморок. Он упал. Очнувшись, он сказал спустившейся на помощь сыну с небес матери Майядэви: «Солнце, луна и мириады звезд могут упасть на землю, исчезнув. Но я не умру таким как сейчас, будучи еще обычным существом. Не печалься, время уже близко и ты станешь свидетельницей моего пробуждения…» Собрав все силы он пришел к выводу, что такая аскеза не ведет к высшему. Он решил пойти в селение за достойной едой, а потом отправился к дереву Бодхи, в местность где по преданиям все Будды обретали окончательное просветление. Каждому Будде суждено свое дерево… (Серафим Сидоров. «Буддизм: история, каноны, культура»)
Полный фотоотчет вы можете посмотреть в фотоальбоме Поклонение Палден Шавари |